Среди всех омских некрополей, отразивших все перипетии российской истории, пожалуй, наиболее трагичные страницы можно прочитать на территории Восточного кладбища.
Прежде всего, если все прочие кладбища возникали по замыслу городских правителей, то эту территорию никто заранее не планировал под некрополь. Первыми захоронениями стали в первые месяцы Великой Отечественной войны безымянные могилы строителей Чкаловского поселка и авиационного завода. Официальные захоронения в массовом числе возникли в начале 50-х годов, когда омичам было дана возможность для переноса родных могил из предназначенного для сноса и застройки старинного Казачьего кладбища в центре Омска. Из-за этого на территории Старо-Восточного кладбища встречается немало старинных надгробий XIX века. Кроме того, видимо, существовал бизнес по вторичному использованию красивых надгробий со сносимых могил Казачьего кладбища. Поэтому большинство старинных памятников на Старо-Восточном кладбище со следами сбитых первоначальных надписей и крестов.
За более чем полувековую историю на кладбище появились места народного почитания – признанные в народе чудотворными могилы подвижников Православия: единственного в истории Омско-Тарской епархии архиерея, уроженца Омска, епископа Венедикта (Пляскина) и блаженного Николая (Москвина).
Настоятель прихода во имя преподобного Ефрема Сирина о.Дионисий, окормляющий с 2001 года территорию Старо-Восточного и Ново-Восточного кладбищ, заложил новую традицию – паломничество к могиле отца нашего великого земляка, наиболее почитаемого в Москве современного православного священнослужителя, ученого монаха, издателя, педагога, историка, археолога, агиографа, архимандрита Иннокентия (Просвирнина).
Кроме этого, кладбище приобрело неофициальную славу мемориального, где похоронены наиболее почетные омичи – ученые, предприниматели, политики, спортсмены, священнослужители, воины Великой Отечественной войны и участники малых войн XX столетия. В 2007 году установлен памятный камень в память репрессированных узников, места захоронения которых неизвестны.
И вот новое событие в истории Восточного кладбища – освящение его территории сооружением часовни во имя Семи отроков Эфесских. Строительство ее проходило в течение декабря 2011 года силами прихода в честь преподобного Ефрема Сирина, храм которого возводится неподалеку, на Космическом проспекте. И никаких дополнительных источников строительства, кроме средств прихода, тоже не было. Только была подарена небольшая часть строительных материалов. В то время, как тысячи омичей посещают здесь свои родные могилы. 5 января 2011 года произошло малое освящение часовни, первый молебен и крестный ход. Несмотря на тридцатиградусный мороз, собрались прихожане храма Ефрема Сирина, омичи, посещающие родные могилы на Старо-Восточном кладбище, руководители общественной организации «Мемориал». К этому событию в основном завершено строительство, водружен крест и написаны совершенно удивительные иконы: Семи отроков иже во Эфессе, святых мучеников Уара, Клеопатры и отрока Иоанна, и, конечно, Спасителя и Богоматери. Их создателем является иконописец-самоучка, бывший летчик, на склоне лет обнаруживший Божий дар, Борис Матвеевич Симаков. По благословению владыки Феодосия он пишет иконы для храмов во имя равноапостольных Константина и Елены, преподобного Ефрема Сирина. То есть, храмов, настоятелем которых служит о.Дионисий Чернов. В планах о.Дионисия – строительство на месте часовни настоящей церкви во имя Семи отроков Эфесских.
Часовня открыта ежедневно, с 9 часов и до наступления темноты, посетители могут ставить свечи за упокой родных, крещенных и некрещеных. Расписание служб будет составляться еженедельно, особо будут отмечаться службы с поминанием некрещеных близких.
Суббота | 13-00 | Панихида |
Воскресенье | 16-30 | акафист Семи отрокам Эфесским |
Воскресенье | после окончания акафиста | канон мученику Уару, которому принято молиться о некрещеных |