Омские святые



"... ВО СТРАДАНИИ СВОЕМ ВЕНЕЦ ПРИЯТ НЕТЛЕННЫЙ..."

В ряду новомучеников и исповедников Российских стоит Архиепископ Андроник (Никольский), причисленный Православной церковью к лику святых, Святитель с 1914 по 1918 годы нес свое Архипастырское служение в Пермской епархии. Для нас, православных Омско-Тарской епархии, имя Преосвященнейшего Андроника особенно дорого и интересно тем, что он в 1913-1914 годах возглавлял Омскую кафедру. Новомученик российский будущий архиепископ Андроник родился 1 августа 1870 года в день, когда крестился князь Владимир и вся Русь. Ребенка в семье диакона Александра нарекли Владимиром. О. Александр служил в селе Поводиево Мышкинского уезда. С девяти лет Володя учился в Угличском духовном училище, которое он окончил в 1885-м году и был переведен в Ярославскую духовную семинарию. После семинарии, как окончивший ее одним из лучших, он был назначен в московскую Духовную Академию. Первые два года Владимир Никольский готовился к пострижению в монахи, благословение и совет на которое получил от святого и праведного Иоанна Кронштадтского. Монашество он принял с именем Андроник, а через шесть дней, 6 августа 1893 года, посвящение в иеродиаконы.

По окончании в июле 1895 года Академии со степенью кандидата богословия, Андроник в день святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины рукоположен в иеромонахи. В течение двух лет о. Андроник служил на Кавказе: помощником инспектора в Духовной семинарии Кутаиси преподавателем на кафедре гомилетики и соединенных с нею предметов в Александровской миссионерской духовной семинарии в Ардоне, затем, инспектором семинарии. Там он получил свою первую награду - набедренник. 20 марта 1897 года определением Святейшего Синода его возвели в звание соборного иеромонаха Ставропигального Московского Донского монастыря. В сентябре 1897 года о. Андроник получил назначение членом миссии в Японии.

Свой путь на далекие острова он проделал с архимандритом Сергием (Страгородским) через Грецию и Италию. Описание этого путешествия было опубликовано с благословения о. Антония Храповицкого.

Из-за болезни молодой миссионер вскоре вынужден был возвратиться на Родину. Вернувшись на Северный Кавказ, исполнял должность ректора Александровской семинарии, а с 1900 года ректора Уфимской Духовной Семинарии. 13 октября 1906 года состоялось Высочайшее утверждение доклада Святейшего Синода о возведении, назначаемого помощником начальника миссии в Японии, архимандрита Андроника в сан Епископа Киотского.4 ноября состоялось в Петербурге наречение, а на следующий день хиротония во епископа. Но вследствие болезни Преосвященный Андроник покинул Японию.

В 1908 году он был назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Высочайшее повеление о бытии Епископу Тихвинскому Андронику епископом Омским и Павлодарским состоялось 8 марта 1913 года. Новгородская паства сопроводила его отъезд таким посланием: «С болью на сердце отдаем мы вам Владыку Андроника. Шесть лет тому назад Новгородская паства, проводив в Смоленск своего викарного епископа Феодосия, ожидала нового назначения. Но что можно было ожидать от викария при его бесправном положении? В лучшем случае благотворного влияния на владыку-архиепископа… Но рассуждая так, мы забывали истинное призвание всякого архипастыря - быть молитвенным образцом для всей паствы, какое право присуще всем и каждому. Приехал к нам в Новгород и вновь назначенный преосвященный Андроник… Уже при первом взгляде его худенькая фигура, истовая молитва и задушевное слово производили самое благоприятное впечатление. К тому времени наш правящий владыка Гурий достиг уже предельного возраста в 80 лет, «труд и болезнь» приковали его к креслу, и он с трудом совершал административные дела епархии, оставив проповедь и служение на долю викария. И вот здесь- то новгородская паства ближе узнала своего викарного архипастыря. Свое усердное, неустанное служение владыка растворял сердечною проповедью, близким и простым отношением к православным богомольцам…

Во вторник перед отъездом Владыка Андроник служил в кафедральном соборе напутственный молебен. Толпы народа с грустью провожали любимого архипастыря. Итак Омск похищает у нас усердного молитвенника и неутомимого труженика. Дай Бог возрастать ему от силы в силу, ибо "зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" ». 5 апреля Преосвященнейший Андроник прибыл в Омск. Приветственная речь была произнесена при встрече епископа в кафедральном соборе преосвященным Мефодием: "Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, Милостивейший наш Архипастырь! Омская церковь сегодня радостно встречает Вас, как своего Богоданного ей Архипастыря. Новая, врученная Вам, Владыка наш, паства с глубокою, затаенною надеждою взирает на Вас. Она прежде всего в Вас хочет встретить того же "усердного молитвенника и неустанного труженика", каким только что проводили Вас благодарные новгородцы. Она хочет видеть Вас как ревностного благовестника Евангелия Христова, твердого хранителя отеческих преданий церковных и энергичного, мудрого кормчего. Корабль Омской церкви обуревается и сильно обуревается сектантской волной... Огонь святой ревности о православной вере Христовой, Дух апостольства, горевший в Вас на месте прежнего Вашего Служения на ниве Христовой, возгорится с большею силою, вспыхнет ярким пламенем и здесь, в вверенной Вашему Архипастырскому попечению и управлению Омской епархии..."

Далее говорилось о сложности службы в Сибири, где переселенцы несут с собой семена сектантства. Но старожильческое население - доброе, с остатками древнего благочестивого русского уклада жизни, а духовенство - миролюбивое и трудящееся. Полное сочувствие и поддержку начинаний Владыка мог встретить у местной администрации.

Действительно, представители духовенства выехали встретить епископа Андроника в Петропавловск, а на вокзале его приветствовали генерал-губернатор Акмолинской области А.Н. Неверов, представители города, члены и секретарь Духовной Консистории и многие другие духовные и светские лица. Горожане приветствовали его колокольным звоном "во вся". Навстречу новому Архиерею из алтаря собора в "светлых блестящих облачениях" вышло все омское духовенство, во главе со вторым викарием Епископом Акмолинским Мефодием и настоятелем Покровского монастыря Иеромонахом Исидором. У паперти собора его встретил староста М.И. Печенин. Выслушав приветственную речь Епископа Мефодия, он приложился к св. кресту и окропил себя св. водою, а затем при пении архиерейскими певчими входного "Достойно", проследовал на амвон, и, приложившись к св. иконам, вошел в св. алтарь собора. После богослужения Преосвященный Андроник обратился к пастырям с вступительным словом.

По окончании приветственного слова Владыка благословил всех присутствовавших в соборе и перешел в Крестовую церковь, где был встречен по чину архиерейской встречи. В зале архиерейского дома он беседовал с генерал-губернатором А.Н. Неверовым, представителями администрации, городским духовенством.

Свое первое служение в кафедральном соборе Преосвященный совершил 7 апреля, в день Входа Господня в Иерусалим. С этого дня Епископ Андроник совершал богослужения в дни Страстной седмицы в Крестовой церкви или соборе, а в дни Светлой седмицы и в различных городских храмах.

27 апреля в 6 часов вечера Тихвинская кона Божией Матери, освященная у подлинной чудотворной иконы в г. Тихвине и присланная Тихвинским монастырем в благословение Омской епархии, была торжественно перенесена из Крестовой церкви в кафедральный собор. После крестного хода было совершено всенощное бдение.

В воскресенье - 28 апреля в 9 часов утра Тихвинская икона Божией Матери в торжественном крестном ходе, возглавляемом самим Архипастырем, при стечении множества богомольцев была перенесена в Братский храм, где была совершена Божественная литургия Преосвященнейшим Андроником. После литургии был отслужен Архипастырский молебен Владычице. Братский храм не вмещал всех молящихся.

29 и 30 апреля в Омске состоялось церковное торжество в день памяти святителя Никиты, Новгородского Чудотворца. Богослужения совершались в Крестовой церкви, где находилась икона св. Новгородских Угодников. "Так две Новгородские святыни - Тихвинская икона Божией Матери и икона Новгородских Угодников с частью мощей Святителя Никиты - с любовью и благоговением были приняты в сибирском городе Омске. Сюда переселился как бы малый уголок святого Новгорода, украшенного дивными многочисленными святынями и нетленными мощами. Да будет Владычица Вратарницею-Одигитриею града Омска. Святитель же Никита своими мощами да возляжет и здесь, неотступно молясь о православных Господу Богу".

1 мая Епископом Андроником была произнесена речь "Священное военное знамя" после молебна на 100-летнем юбилее Омского Кадетского корпуса. Владыка подарил корпусу образ Христа Спасителя.

С 6 по 21-е мая Епископ Андроник ездил по епархии, вплоть до города Семипалатинска, для ее обозрения. В Семипалатинске в Знаменском соборе, где собралось все духовенство, им было произнесено поучение в том, что Семипалатинская икона Абалакской Божией Матери есть первообраз Чудотворной Новгородской иконы Знамение.

С 3 по 15 июня Владыка обозревал церкви в Петропавловском и Кокчетавском уездах, а 24 июня он отправился в новую четырехдневную поездку по окрестным селам.

На молебне при открытии Миссионерских курсов для духовенства Омской, Тобольской и Томской епархий (1 июля 1913 г.) Преосвященный Андроник произнес слово о необходимости искренного христианского благочестия в борьбе с сектантством. 4 августа в Омске были торжественно встречены святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, прибывшие из Новгорода. Эти иконы, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы, были сооружены по предложению Епископа Андроника православными Новгорода и являлись даром омичам.

Из привокзальной церкви во имя Святой Троицы иконы был перенесены крестным ходом, навстречу которому вышел крестный ход во главе с Владыкой Андроником при многочисленном духовенстве и общенародном пении. На Атаманской улице крестные ходы встретились, народное море слилось и ход стал многотысячной массой православного народа. Звонили колокола, возносились молитвенные гимны, виделись радость и религиозное волнение на лицах людей.

С благословения Владыки Андроника икона Преподобной Евфросинии была перенесена через сектантские поселки в Богородице-Михаило-Архангельский монастырь на р. Иртыш. А икона Великомученицы Варвары таким же крестным ходом перенесена по Тюкалинскому и Омскому уездам через город Петропавловск в Николаевскую женскую пустынь около ст. Петухово (15 и 20 сентября). 29 августа освящена церковь в Атаманской станице. Торжество началось 28 августа всенощным бдением, совершенным сонмом духовенства во главе с Преосвященным Андроником, который перед входом в храм был встречен казаками с хлебом-солью, а по входе в храм - настоятелем о. Иоанном Поповым - с крестом. Утром следующего дня, при торжественном перезвоне колоколов, из соседней Троицкой церкви, сопровождаемый множеством народа прибыл крестный ход со св. мощами, а вслед за ним пожаловал Владыка. После освящения Престола была отслужена первая литургия. Очевидцы отмечали благолепие храма и торжественность службы. "Могучее пение общенародным тысячным хором "Верую" и "Отче наш", уносило мысли и сердце к Тому, Кого "едиными усты и единым сердцем" воспевали православные христиане. Это было какое-то особенное, не поддающееся описанию, мощное, уносящее ввысь все мысли человека пение". - писал церковный староста В. Никитин. Освящение храма во имя святых тезоименитых царской семье: царицы Александры и Святителя Алексия произошло в день усекновения главы Святого Иоанна Крестителя, который совпадал со днем всероссийского праздника трезвости. Владыка в своей речи указал "на силу веры", в два года воздвигшую этот небоподобный храм и пригласил прихожан проводить трезвенную жизнь.

8 сентября Владыка отправился обозревать храмы епархии в Кокчетавский и Петропавловский уезды. Поездка продолжалась до 23 сентября.

В воскресенье, 20 октября омичи встречали присланную благочестивыми новгородцами святыню - икону Знамения Божией Матери. Из всех храмов Омска прибыли в Крестовую церковь крестные ходы. Крестный ход, во главе с Владыкой, направился навстречу святыне. Крестный ход с иконой, и, возглавляемый Владыкой, сошлись у Войсковой Никольской церкви. Икона была установлена в Крестовой церкви. Владыка пригласил участников хода "встретить грядущую святыню, яко необоримую стену, и умолять Пречистую Владычицу Богородицу, являющуюся нам в лике Своем, быть необоримою стеною и нашему граду" и призвал построить храм для иконы. Владыка Андроник поместил икону Пречистой на своей даче с храмом, находившейся при Покровском монастыре. Здесь же на даче по благословению Владыки действовал зал для духовных народных чтений. Знаменская церковь для драгоценной иконы была построена позднее, в 1918 году.

Непродолжительный, но плодотворный период служения Святителя Андроника во славу Божию на Омской земле закончился 30 июля 1914 года назначением его Епископом Пермским и Кунгурским. С этого времени начинается восхождение Святителя на Голгофу. После захвата власти большевиками Владыка Андроник, напутствуя верующих, говорил "что он, получивший власть, данную Христом апостолам, анафемствует посягающих на храм Господень, доколе они не исправятся и что, если ему смерть принять придется за защиту правды и справедливости, то он готов и умереть".

12 апреля 1918 года постановлением Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода Владыка в числе девяти епископов был возведен в сан Архиепископа.

3 июня 1918 последовал арест. На допросе в Чека Преосвященнейший Андроник сказал: "Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы положение было противоположное, я именем Господа Бога, приняв грех на себя, благословил бы повесить вас немедля. Других разговоров от меня не будет".

По свидетельству участника расправы: в ночь с 6 на 7 июня "поехали по Сибирскому тракту... свернули в лес, остановили лошадей. Я приказал дать Андронику лопату... приказал копать ему могилу. Андроник выкопал сколько полагается... Затем я сказал: "Давай ложись". Могила оказалась коротка, он подрыл в ногах, лег второй раз, еще коротка - еще рыл - могила готова. Теперь дайте мне помолиться, я разрешил, он помолился на все стороны 10 минут, я ему не мешал. Затем он сказал - я готов. Я сказал, что расстреливать не буду, а живым закопаю... Затем мы его забросали землей и я произвел несколько выстрелов". "Может быть меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет с своим возвращением к Богу. Ободряйте всех, и примиряйте озлобленных с жизнию, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа". Архиепископ Андроник.

Наталья Лебедева. В работе использованы материалы книги "О Церкви, России". Сост. В.А. Королев. Фрязино.1997 и газеты "Омские Епархиальные Ведомости" за 1913 год.