Тяжкое время переживала Русская Православная церковь в 20-е годы. Смена государственной власти, повлекшая за собой крутой "поворот идеологии на 180 градусов", не обошла стороной и Церковь. После пережитых потрясений (революции, гражданская война) единство в ней пошатнулось. Не без помощи большевистской власти в ней наметилось течение именуемое "Живой церковью" а в простонародии - обновленчество. Эти горе - реформаторы выступали против: монастырей, архиереев из монашествующих, единобрачия духовенства в большей степени для удовлетворения своих страстей. Для достижения своих целей они готовы были пойти на союз хоть с кем. Этим не замедли воспользоваться чекисты, которые внедрили в "Живую церковь" своих агентов.
Как же обстояли дело с обновленчеством в Омске?
В 1922 году после ареста патриарха Тихона все епархиальная жизнь оказалась парализована, связи с Москвой не было. Для выяснения положения дел священство Омской епархии посылает в столицу своего представителя. Им оказался настоятель Богородице-Братской церкви протоиерей Иоанн Никифоров для выяснения обстановки среди верующих. Вернувшись из поездки, Никифоров, рассказал настоятелям Омский церквей в частной беседе о том, что в Москве существует три течения. И предложил Омскому духовенству поддержать одно из них. Это направление возглавлял епископ Антонин Грановский. По своим взглядам это была самая умеренная группировка в "Живой церкви". Однако вскоре приехавший в Омск обновленческий епископ Петр Блинов поголовно все приходы приписал к "Живой церкви". Большинство приходов и их настоятели не вдавались в тонкости учения реформаторов, а лишь только желало, чтобы у них был свой архиерей.
Дело в том, что предшественник епископа Петра владыка Дмитрий (Беликов), назначенный в Омскую епархию, по делам службы в 1922 году отбыл в Петроград. Там его неожиданно арестовали, сослали под Томск, где вскоре он и занимает кафедру с титулом Томский.
Однако очень скоро Омское духовенство начинает понимать суть обновленчества. Более того, по городу поползли слухи, что епископ Петр и возглавляемое им "Сибирское Церковное Управление" самозванцы, насильники, агенты ГПУ намерено и предательски в июле 1922 года засадили за решетку епископа Виктора (Богоявленского) и лучших священников Томской епархии, чтобы беспрепятственно творить свои темные дела.
Одним из первых в начале июля 1923 года из обновленчества вышел приход градо-Омской Богородице-Братской церкви. На одном из своих собраний прихожане решили порвать всякие отношения с "Живой церковью" и с 1 июля образовать общину православных христиан. Их примеру последовали и другие приходы в городе. Сельские священники ждали прояснения обстановки.
25 июня 1923 года Патриарх Тихон вышел на свободу из заключения. Вскоре в одном из своих посланий он осудил обновленчество. Назначения всех иерархов "Живой церкви" признал не действительными и по возможности стал назначать на места верное православию высшее духовенство. Законный архиерей появился в епархии летом 1924 года в лице епископа Виссарион Зорин. Вскоре, однако, он переводится в другую епархию. Его сменяет владыка Анатолий (Каменский). В Омске он пробыл 1,5 месяца вплоть до своей кончины 20.11.1924 года. Похоронили его на Казачьем кладбище, а позже, при ликвидации кладбища останки владыки усердием верующих были перезахоронены на Старо-северное кладбище, где покоятся и ныне. Его помощник, епископ Алексей Буй становится временно управляющим епархией. В декабре 1924 года в Омск назначается епископ Иоанникий Соколовский, но в епархию он не приехал. В марте 1925 года на Омскую землю ступает владыка Виктор Богоявленский.
Архиепископ Виктор (Всеволод Семенович Богоявленский), родился в 1854 году. Окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1919 году рукоположен в епископа Барнаульского. С 1921 года - епископ Томский. 20 июля 1922 года по делу изъятия церковных ценностей приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Приговор пересмотрели, и с 1924 году он управлял Нижне-Удинской епархией.
За счет сельских приходов Омская епархия в статистическом отношении выглядела обновленческой. Так только в 1925 году за "церковными реформаторами" числилось 111 приходов с 81 священником. Владыка начал объезжать приходы Омской епархии, проповедуя и объясняя обман, которому многие поддались по незнанию. В середине 1925 года к владыке Виктору обратилась делегация с юрисконсультом (наверно для убедительности?!) по поводу возможного участия в обновленческом соборе 1925 года. Обновленцы обращались с таким предложением ко всем архиереям, рассчитывая на поддержку своего движения. Владыка Виктор пообещал запросить Москву, но через 2 дня сказал проповедь, в которой предостерегал верующих от сближения с обновленцами. Он говорил, что они еретики, отрицают, божество Иисуса Христа и выбрасывают иконы, уничтожают алтари, отрицают таинства. Путешествуя по епархии, он не переставал обличать обновленцев. Его обращения не были "гласом вопиющего в пустыне". Так после посещения архиепископом Виктором верующие г. Семипалатинска отказались от переговоров с обновленцами, заявив, что спорные вопросы подлежат решению не поместных, а вселенского собора.
В результате активной пастырской деятельности владыки в среднем ежемесячно возвращалось в лоно Русской Православной Церкви ежемесячно 15-20 приходов. К середине 1925 года в Омске из 19 православных храмов только 3 было у обновленцев (Кафедральный Успенский собор, Воскресенский военно-крепостной собор, Никольская казачья церковь все они в скором времени были закрыты потому- что люди отказывались их посещать). В это время владыка Виктор совершает большое количество поездок по епархии. Власти этому всячески препятствуют. Так, например его не допустили в город Акмолинск, а из Семипалатинска его выдворили. Дело было так. По приезде в город владыка был вызван в Исполком. Ему было предложено доказать, что он действительно является архиепископом Омским. Более того, у него потребовали разрешение на право выезда из Омска. Владыкой в Омск были посланы 2 телеграммы, (кстати, они аккуратно подшиты в архивном деле ГАОО ф.1326 оп.4 д.38.) ответа на которые он так и не получил. Большую часть времени архиепископ Виктор вынужден был проводить не на службе в храме, а в кабинетах местного партийного руководства да еще доказывать при этом, что Он - это Он. Прихожане все это время терпеливо ждали Владыку, и были вознаграждены православным богослужением. Через день ему в категорической форме было предложено оставить приделы г. Семипалатинска.
К владыке поступало множество приглашений посетить приходы. Власти со своей стороны старались ограничить такие поездки. Они разрешали посещать только крупные приходы. Так, при поездке в г. Тару Архиепископу запретили заезжать в населенные пункты, расположенные по пути следования, хотя всякий приезд архиерея всегда был важным событием для любого прихода, что воодушевляло верующих в тяжелые времена.
Оценивая деятельность владыки, представитель Омского Исполкома отмечал, что положение архиепископа Виктора среди паствы устойчивое, что он даже пользуется некоторой симпатией духовенства и мирян. Общаясь с властями, Виктор настойчиво просит, чтобы ему возвратили Казачий Собор (распоряжались им обновленцы), где он бы устроил свою кафедру.
В фондах Омского государственного архива сохранился весьма любопытный документ. Это расписание архиерейских служб за время с 28 ноября по 13 декабря 1925 года. Чем интересен для нас этот документ? С одной стороны он доказывает что, не смотря на многочисленные поездки по епархии, владыка Виктор находил время и силы служить и в городских храмах. С другой же - он хотя и фрагментарно дает представление о духовной жизни города того сложного и трудного времени. И так, слово "Расписанию":
"Ноябрь 28-29 суббота - воскресение. Всенощное бдение в 5 вечера и литургия в 9 часов в Ильинской церкви. Присоединение из обновленцев протоиерея г. Павлодара Александра Павлова и 4-х сельских священников.
Декабрь день 3. Литургия 9 часов в Кладбищенской Всесвятской церкви по случаю исполнения года со дня кончины архиепископа Анатолия, в тот же день вечером в 6 часов всенощное бдение в Братской церкви, во время, которого будет совершен чин пострижения в монашество священника Иоанна Никифорова.
Дня 4 пятница литургия 9 часов, в Крестовоздвиженской церкви за литургией иеромонах Никифоров будет возведен в архимандрита.
12 суббота литургия 9 часов в Братской церкви совершается епископом Иоанном Петропавловским. После литургии в 12 часов архиепископ Виктор и епископ Иоанн будут совершать чин наречения архимандрита Никифорова в епископа Семипалатинского в тот - же день в 5 часов вечера всенощное бдение в Ильинской церкви.
13 воскресение литургия в 9 часов в Ильинской церкви совершается архиепископов Виктором в сослужении епископа Иоанна. За литургией будет совершенна хиротония архимандрита Никифорова в епископа Семипалатинского".
Отец Иоанн Никифоров был, пострижен в монашество с именем Иннокентий, рукоположен в епископский сан и назначен в город Семипалатинск. Владыка Иннокентий стал надежным помощником архиепископа Виктора.
Святейший патриарх Тихон умер в 1925 году, назначив своим приемником Митрополита Петра Крутитского. Власти почти сразу арестовали митрополита Петра. Известие об этом в виде слухов быстро распространилось по всей стране. В создавшейся обстановке на местах принимали решение о независимом управлении согласно распоряжения Патриарха Тихона. Он, предвидя ситуацию, когда церковь лишится центральной власти, разрешил епархиям по нужде переходить на самостоятельное управление, то тех пор пока восстановится церковная власть.
28 января 1926 года состоялось общее собрание Религиозных обществ всех Омских церквей под председательством архиепископа Виктора. На такие собрания приглашали по одному представителю от духовенства и приходских советов городских церквей, а так же по два делегата (священник + мирянин) из вблизи лежащих к Омску храмов.
На повестке дня стоял вопрос о единстве Церкви. На этот раз раскольником явился архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), который воспользовался арестом Митрополита Петра и создал так называемый Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС). Было принято решение: "считать ВВЦС канонически незаконным. В виду прекращения каноническозаконноприемственной власти в лице Митрополита Петра Крутитского, просить Архиепископа Виктора управлять епархией самостоятельно, не подчиняясь ВВЦС. Впредь до восстановления церковной власти в лице ли заместителей покойного Патриарха указанных им при жизни, или в виде особого учреждения канонически избранного и уполномоченного на управление церковными делами всей старо-канонической церкви. Поминовение на богослужении Митрополита Петра прекратить. Настоящее постановление сообщить викарным епископам Омской епархии: Петропавловскому и Семипалатинскому, и всем благочинным епархии, дабы они поставили в церквях в известность все православные общины".
5 апреля 1926 года состоялось уже 2-е объединенное собрание духовенства и мирян. Был заслушан доклад о церковной жизни в Первопрестольной. Ужаснувшись тому что, творилось в Москве, собравшиеся просили Архиепископа Виктора вместе со своими викариями управлять Омской епархией самостоятельно, не ввязываясь борьбу за высшую церковную власть которую вели различные течения и ожидать установления законной церковной власти.
В начале лета состоялось 3 собрание духовенства и мирян г. Омска. Под сводами Градо-Омской Пророко-Ильинской церкви собрались более полста делегатов во главе с архиепископом Виктором. Собравшиеся думали и решали, как относиться к посланию митрополита Агафангела в котором был призыв к единению с ним. Решив, вслед за русской пословицей, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать снарядили в Москву делегата. Еще раз осудили ВВЦС и Архиепископа Григория. В августе 1926 года на 4 собрании представителей от духовенства и мирян с большим интересом был заслушан доклад вернувшегося из Москвы благочинного градо-Омских церквей протоиерея Василия Инфантьева (расстрелян в 1930 году) о положении церковных дел.
Почти через год духовенство и прихожане Омска во главе с владыкой Виктором обратились к властям с ходатайством, о регистрации Омского Епархиального Управления в подчинении у Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского) Нижегородского.
Несмотря на противодействие властей находившихся в тесном контакте с остатками обновленцев жизнь православного Омска оживилась. Уже с 1927 года помимо церковных служб восстанавливается добрая дореволюционная традиция после окончание богослужения проводить беседы религиозно-нравственного содержания. На провидение таких бесед приходилось запрашивать разрешение властей. При этом требовалось предъявить конспект беседы, на который полагалась резолюция представителя административного отдела Исполкома.
Во всей жизни Омской епархии чувствовалась искренняя забота и старание владыки Виктора. Большая физическая и нравственная нагрузка, постоянная травля со стороны властей сильно подорвали здоровье Омского владыки. Он умер 2 ноября 1928 году и был погребен около алтаря Богородице-Братской церкви, где располагалась резиденция Омских архиереев.
За 3 года проведенные на Омской земле Владыка сумел сплотить вокруг «Тихоновской» православной церкви и себя почти всё духовенство и мирян. Тем укрепив Церковь перед лицом грядущих потрясений 30-х годов.