Омские святые

"Молодая Омская епархия, как невеста цветами, украшается Храмами", - произнес в своей речи епископ Омский и Семипалатинский Григорий в 1900 году. Сто лет минуло с той поры. Революция, гражданская война, страшный тридцать седьмой, когда "…эпоха шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке»" (А.Тарковский)... Уничтожены тысячи храмов, расстрелян епископат Русской Православной Церкви, закрыты монастыри и духовные школы. Мы прошли тяжелейший путь, необходимый для нашего спасения и совершенства. "Благослови, душе моя, Господа... Вся премудростью сотворил еси».

Молитвами Митрополита Омского и Тарского Феодосия и в его лице Святой Православной церкви, в Омске возводятся храмы и монастыри, где люди постигают духовные, православные и культурные ценности.

Самым ярким цветком, расцветшим но благословению Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, является ансамбль Ачаирского Крестового женского монастыря. Монастыри на Руси всегда были центрами культуры, науки, центрами духовной силы страны. Это поистине Дом Божий, созданный для нашего спасения. Начало истории монастыря восходит к 1905 году, к моменту пребывания и Омске Св. Праведного Иоанна Кронштадтского.

8 сентября Иоанн Кронштадтский на земле казака Михаила Бубеннова освящает место под строительство нового храма рядом с территорией Богородице-Михаило-Архангельской женской общины у казачьего поселка Ачаир. Вскоре эта община была преобразована в женский общежительный монастырь, которому Михаил Бубеннов дарит земли, освященные Св. Праведным Иоанном Кронштадтским... В строительстве монастыря принимало участие местное казачество. Поступали средства из фонда императора Александра III и фонда по строительству Транссибирской магистрали. Монастырь постепенно наполняется святынями. В 1913 году архиепископ Андроник благословляет монастырь иконой Ефросинии Полоцкой с частицами святых мощей. Икона была сооружена на пожертвования православных новгородцев, являлась даром изобилующего древними святынями Новгородского края нашему Омскому краю. Житие Ефросинии Полоцкой, одно из самых удивительных в древнерусской литературе, редкой на святых жен, читалось в церкви монастыря для белиц-послушниц и прихожан. Послушницы в монастыре занимались рукоделием, выращивали хлеб и овощи, во время гражданской войны ухаживали за ранеными. В конце 20-х годов в Омске все монастыри и большая часть храмов были закрыты, поруганы. Конфискованное церковное имущество разграбляется. Сжигаются древние церковные книги, уничтожаются тысячи икон, их выбрасывают из церквей прямо на улицы, по ним ходят прохожие... Сможем ли мы когда-нибудь замолить и восполнить эти утраты?..

В августе 1920 г. монастырь дал приют сторонникам белого движения, которые были застигнуты врасплох в обители, была арестована настоятельница монастыря игуменья Евпраксия Рождественская. В деле, хранящемся в архиве ФСБ, есть фотография, на которой подписано: "Игуменья Ангелина, Подлинникова Екатерина Кузьмовна, священник Надеждин". Но ни их показаний, ни приговора в деле нет. После ликвидации монастыря возникла проблема реализации его имущества, в связи с чем Ачаирский райисполком вынужден был в начале 1925 г. обратиться в областной административный отдел. Кооператив, в котором работали монахини, был распущен. Икона преподобной Евфросинии Полоцкой была перенесена в Никольскую церковь бывшего Атаманского хутора (ул. Труда в Омске).

К началу 30-х годов монастырь умер для молитвы, тихая женская обитель прекратила свое существование.

Недалеко от Ачаира в 1930-е гг. создали лагерь для политзаключенных. Страшна судьба заключенных в ней, на их примере мы видим, до какой степени падения и отвержения может дойти человек без Бога, без Веры. Сохранились рвы, в которые сбрасывали умерших. За 16 лет существования колонии в ней погибло около 200 тысяч человек. В колонии не расстреливали, люди погибали там от тяжелейших условий жизни: неотапливаемые бараки в одну доску, сквозь которые дул холодный вечер, проникал снег и дождь. Легкая одежда, тонкие байковые одеяла на 40-градусном сибирском морозе. Кормили бурдой из овсюга, поражающей желудочно-кишечный тракт. Политические заключенные содержались вместе с уголовниками. Никто не мог выжить в этих условиях. Врачи, учителя, колхозники, священнослужители, старые и молодые, среди них были даже дети. Храмы монастыря стали памятником всем безвинно осужденным и замученным здесь. Помолимся за них и отдадим им дань памяти.

В конце 1980-х гг. здесь были открыты массовые захоронения. В 1991 году настоятель Ачаирской Никольской церкви отец Александр (Горбунов) показал Владыке место бывшего монастыря, сохранившиеся от колонии рвы и места, где стояли бараки. Потрясенный страшной историей из жизни Омской епархии, Владыка попросил у Виталия Дмитриевича Мещерякова, возглавляющего зверосовхоз "Речной" рядом с казачьим поселком Ачаир, символических 2 метра земли для установки креста в память всех умерших без покаяния и молитвы. 26 октября 1992 года был установлен закладной Крест, и Владыка Феодосии совершил панихиду по убиенным и замученным. В память о своем отце, узнике страшной колонии, В.Д.Мещеряков выделил 38 га земли для строительства монастыря... В 1992 году Владыка Феодосии благословил строительство женского монастыря во имя Животворящего Креста Господня и совершил Чин освящения земли новой обители. С 1992 г. на месте трудовой колонии началось строительство комплекса Крестового женского монастыря.

Возрождение России возможно только с возрождением православия. Особое значение имеет рассказ о религиозном обновлении в Сибири. Начало третьего тысячелетия связано с двумя тенденциями. С одной стороны, деградация, экспансия западных ценностей, моральное разложение. С другой - иной Путь, молитвенный, подвижнический. Путь духовного подвига. Возрождение монастырей является опорой для покаяния и молитвы в нашем обществе. Митрополичий Крестовый монастырь под Ачаиром стал первым в епархии.

Тихая обитель над целебными водами и останками жертв безбожного террора служит покаянию и воцерковлению всех страждущих.

Подвальный храм во имя святого мученика Сильвестра (Ольшевского), канонизированного 29 ноября 1998 года, символизирует собой каземат, в котором закончил свой жизненный путь архипастырь земли Омской. В основании Креста находится братская могила узников колонии.

Фотографии выполнены авторами работы по благословению Митрополита Омского и Тарского Феодосия.