Омские святые

Священномученик Сильвестр, в миру Иустин Львович Ольшевский, родился 31 мая 1860 года, сын причетника села Косовки, Сквирского уезда. Киевской губернии.

Во время обучения в Киевской духовной семинарии был домашним чтецом у инспектора, потом ректора Киевской духовной академии, известного богослова архимандрита, впоследствии епископа - Сильвестра (Малевского). Последний от усиленных научных трудов потерял зрение, но, отличаясь исключительной памятью, уже будучи слепым, издал многотомное сочинение по догматическому богословию. В этом труде священномученик Сильвестр служил ему ближайшим помощником; он был « глазами и пером» ученого. По окончании семинарии И. Л. Ольшевский в 1883 году, по назначению начальства, поступил в Киевскую духовную академию, курс которой окончил в 1887 году со степенью кандидата богословия.

Около того времени в Киевской епархии возникло штундистскос движение. Опыт убедил И. Л. Ольшевского, что штунда более доверяет светским, нежели духовным миссионерам, и он входит к митрополиту Киевскому Платону с докладной запиской, в которой доказывает допустимость миссионерского служения в Церкви в светском звании. Идея его была встречена сочувственно митрополитом Платоном, и в результате будущий омский святититель был назначен 7 марта 1889 года Киевским епархиальным миссионером. Это был в истории нашей внутренней миссии первый миссионер в светском звании.

появляются статьи И. Л. Ольшевского о штундизме в журнале « Руководство для сельских пастырей». С появлением штунды в пределах Полтавской епархии Иустин Львович в 1890 году был приглашен Преосвященным Иларионом в Полтаву, где состоял преподавателем Полтавской духовной семинарии и нес безвозмездно обязанности миссионера.

2 февраля 1892 года, согласно данному Святейшим Синодом разрешению, Ольшевский рукоположен без предварительного вступления в брак. в сан священника и определен к Полтавскому кафедральному собору. Характерна резолюция Преосвященного Илариона, епископа Полтавского, при рукоположении Иустина Львовича, которая буквально гласит следующее: «определяется священником к Полтавскому Успенскому кафедральному собору в качестве викария».

В октябре того же года назначен руководителем и законоучителем женской воскресной школы в городе Полтаве и исполнял эти обязанности до назначения его в 1896 году Полтавским епархиальным наблюдателем церковных школ. 15 лет трудился о. Иустин на церковно-школьном поприще в должности епархиального наблюдателя. Он был деятельным сотрудником Преосвященного Илариона в развитии церковно-школьного дела в епархии, особенно по насаждению женских церковно-приходских школ.

Полтавцы так отзывались о церковно-школьной деятельности о. Иустина в должности епархиального наблюдателя: «Нельзя себе представить этой горячей поры увлечения церковно-школьным делом, чтобы рядом с незабвенным образом почившего Владыки Илариона не нарисовался другой духовно-привлекательный облик его верного сотрудника на церковно-школьной ниве - о. Иустина. Призванный почившим Владыкой к руководству церковно-школьной работой епархии, о. Иустин существом своим отдался этому делу. Церковная школа заменила для него семью, стала для него всепоглощающим делом жизни...

Простота общения, искренность, сердечная отзывчивость - вот основные черты его служебных отношений... Мерилом для оценки личности церковно-школьного работника для о. Иустина являлось прежде всего, искреннее увлечение и преданность церковно-школьному делу; раз наличность этих качеств была вне сомнения, о. Иустин готов был покрыть своею любовью и некоторые недочеты в учебном деле. Но была область, где о, Иустин не терпел ни малейшего отступления от установленных им норм: это область религиозно-нравственного воспитания детей. Никакие успехи в учебном деле не могли подкупить о. Иустина в пользу школы, слабо выполнявшей свою религиозно-воспитательную миссию. А в распознавании истинной физиономии школы у о. Иустина выработалось удивительное чутье. Достаточно было ему провести один-два часа в школе, чтобы безошибочно верно определить ее дух и направление».

«Для пастырства епархии о. Иустин становился близок и дорог еще одной особенностью своей личности. Когда о. Иустин принял священство в сущем состоянии и новел сразу же жизнь истинного монаха в мире, этот великий жизненный шаг его был встречен духовенством с некоторым недоверием. Но шли годы, и это недоверие сменилось чувством беспредельного уважения. Отсюда начинается его духовное влияние на пастырство епархии. Миссионерская деятельность о. Иустина еще более сближала его с духовенством в трудах на ниве Божьей, укрепляя чисто пастырские связи с ним». (Полт. Еп. Вед.)

Кобелякское духовенство решило увековечить деятельность о. Иустина устройством религиозно-просветительского дома его имени в г. Кобеляках. Духовная же связь о. Иустина с деятелями церковно-школьного просвещения епархии и с учащими выразилась в поднесении ему св. креста и панагии при особом адресе, по возведении его уже в сан епископа, и в устроении особого праздника церковно-школьной семьи Полтавской епархии но этому случаю.

В бытность свою Полтавским епархиальным наблюдателем о. Иустин принимал участие на всех бывших в то время школьных и миссионерских съездах, являясь на них с соответствующими докладами. Таковы, например, его доклады о женском церковно-школьном образовании, о миссионерской программе Закона Божия для начальных школ и др. Бессемейное состояние и служба учебная при командировках на съезды, дали о. Иустину возможность посетить все священные и достопримечательные места в России и даже за ее пределами. 0.Иустин побывал почти во всех обителях русских, от Соловков и до монастыря св. Нины на Кавказе. Путешествовал он в Св. Землю, был на Афоне, в Егапте, Риме, совершал путешествие и по Западной Европе. В некоторых обителях русских бывал он и не по разу. В Саров паломничал он шесть раз. Шесть раз путешествовал он и в Вышенскую пустынь на могилу Святителя-затворника Феофана, творения которого, вероятно, и были тем источником, из которого о. Иустин черпал воду живую. Как много заключено в писаниях Преосвященного Феофана! Как усилилось бы и углубилось бы пастырское делание, если бы пастыри наши ближе были знакомы с писанием Святителя Феофана Вышенского!

7 декабря 1910 года состоялось определение Святейшего Синода, а 10 декабря последовало Высочайшее повеление о бытии протоиерею Иустину Ольшевскому, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. Примечательно что определение Святейшего Синода о возведении о. Иустина в сан епископа состоялось 7 декабря - в день памяти св. Амвросия Медиоланского и в день памяти архиепископа Амвросия (Серебренникова), нетленно почивающего в Полтавском Крестовоздвнженском монастыре, настоятелем которого, по возведении в сан епископа, и назначался о. Иустин. Высочайшее же повеление о бытии о. Иустину епископом, последовало 10 декабря в день смерти Святителя Иосафа Белгородского, уроженца города Прилуки. от какового о. Иустин имел именоваться епископом Прилукским.

Пострижение о. Иустина в монашество совершил 23 декабря архиепископ Полтавский Назарий и нарек о. Иустину имя Сильвестр в память знаменитого епископа-богослова Сильвестра, но о. Иустин узнал свое иноческое имя только во время самого чина пострижения. 16 января 1911 года была совершена хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского в Свято- Троицком соборе Александро- Невской лавры. По возвращении Преосвященного Сильвестра в Полтаву духовенство вместе с отцом Преосвященного Сильвестра, маститым старцем, иереем Львом, здравствующим и ныне, и с матерью Владыки, недавно скончавшейся. Три с лишним года святитедьствовал священномученник Сильвестр на Прилукской кафедре, настоятельствуя в Крестовоздвиженском Полтавском монастыре. 13 ноября 1914 года состоялось назначение Преосвященного Сильвестра епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. Покидая Полтаву, ставшую для Владыки второй родиной, и отправляясь в далекую Сибирь, Преосвященный опасался погрузиться в холод, но теплота отношении, скоро создавшихся на новом месте служения Владыки, сделала так, что и не почувствовалось холода.

Недолго был в Челябинске Преосвященный Сильвестр. 4 июня 1915 года последовало Высочайшее повеление о бытии епископу Челябинскому Сильвестру епископом Омским и Павлодарским. Совершив паломничество к мощам небесного Покровителя Сибири, Святителя Иркутского Иннокентия, 8 августа Преосвященный Сильвестр прибыл в город Омск.

Некоторые из дел священномученика Сильвестра на Омской кафедре стоят в связи с его предшествующей деятельностью во время служения его в Полтаве викарием, епископом Прилукским. Он был в Полтаве председателем Братства законоучителей и педагогов средних и низших учебных заведений, По образцу Полтавского законоучительного Братства Преосвященный открыл и в Омске законоучительное Братство. В Полтаве Преосвященный Сильвестр предпринял в качестве председателя Полтавского Свято - Макарьевского Братства издание Переяславско - Полтавского Патерика, жизнеописаний прославленных Церковью угодников Божиих и непрославленных подвижников веры и благочестия Переяславско - Полтавского края. И в Омске Преосвященный Сильвестр предпринимает издание Сибирского Патерика.

Перу Преосвященного Сильвестра принадлежит несколько произведений, из коих наиболее известны вышедшие уже вторым изданием: «В вере ли вы» (К вопросу о переоценке духовных ценностей у интеллигентных христиан) и « Обличение штундизма» (в библейских текстах).

При епископе Сильвестре было учреждено Приходское Братство во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца при Омской войсковой казачьей Никольской церкви (24 окт. 1915).

Важным шагом развития церковной жизни в Омской епархии явилось постановление Святейшего Синода от 23 января 1915 года о неотложном открытиии в Омске Духовной Семинарии.

В архивных документах так указана причина этого постановлени: "... Омская епархия находится в исключительном, по отношению к другим епархиям, положении, обуславливаемом воинственным натиском сектанства, с его многочисленными разветвлениями - баптизмом, адвентизмом, хлыстовщиной и т.п. Осуществлению этого замысла помешали неудачи на фронтах Первой мировой войны, революция 1917 года.

В начале ноября 1915 года Владыка призвал духовенство пожертвовать золотые вещи, в том числе обручальные кольца, на нужды армии, Во второй половине месяца он посетил Ишимское благочиние, инспектировал духовное училище и сельские школы. После открытия мощей святого Иоанна Максимовича епископ Сильвестр принял участие в прославлении сибирского просветителя, состоявшемся 10 июня 1916 года.

Огромную заботу проявлял Владыка о деле просвещения. По инициативе епископа Сильвестра Государем Императором был издан Указ о бесплатном обучении в духовно-учебных заведениях и церковных школах детей и сирот Георгиевских кавалеров, Вскоре был издан императорский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра (1917г.).

Служение святого Владыки Сильвестра в Омске пришлось на годы Первой мировой и гражданской войн. Он принимает самое деятельное участие в сборе средств на нужды войны, помощь беженцам.. 28 августа епископ Сильвестр учредил Епархиальный комитет но оказанию помощи беженцам. За первые четыре месяца 20 человек разместили в Знаменском семипалатинском монастыре, 5 девочек-сирот в Михайловском женском монастыре, 18 беженцев - в Покровском мужском монастыре, около 200 человек - в зданиях Параскевиевской и Соборной школ. В архиерейском доме поселили семью католиков и жену псаломщика Минской епархии с восьмью детьми. 1000 рублей было пожертвовано епархией для пособия беженцам. В 1915 году был открыт приют для детей раненых и увечных воинов, в котором работали послушницы монастыря.

Огромная работа под руководством епископа проводилась среди пленных воинов. В 1916 году к Православию было присоединено более 400 чехов, русинов и поляков. 29 января 1917 годе Преосвященным Сильвестром в кафедральном соборе был торжественно совершен чин присоединения пленного славянина к Православию, В «документальной» повести Ивана Петрова о «поповском бунте» даны искаженные сведения о событиях февраля 1918 года. Истинную картину тех трагических дней удалось восстановить по архивным источникам и публикациям 1918 года. 2 февраля, в связи с декретом об отделении Церкви от государства, большевики потребовали от епископа передать в их распоряжение здание, дела и имущество Духовной консистории, а также Архиерейский дом для размещения в нем своих учреждений. Прошел слух, что в кафедральном соборе устроят лазарет, оставив для богослужения один придел. Во время службы в соборе протоиерей о. А. Соловьев произнес проникновенную речь о гонениях на Церковь, прихожане плакали. На соборной площади начался митинг, разогнанный солдатами. На следующий день около храма собирались прихожане, их разогнали красногвардейцы. В воскресенье,4 февраля было прочитано послание Патриарха Тихона и устроен общий крестный ход.

В ночь с 5-го на 6-е февраля ворвавшиеся в архиерейский дом красногвардейцы убили келейника (его имя не названо) и эконома епископа Николая Цикуру. Владыка был арестован. По дороге в Совдеп и в первые часы пребывания там епископа над ним издевались. Затем, священномученника Сильвестра посадили в общую комнату, где уже находились протоиерей о. Л. Соловьев и ключарь собора о. Ф. Чемагин.

Звонарь собора продолжал созывать прихожан колокольным звоном, пока не был ранен. На всех церквях зазвонили в колокола и народ заполнил улицы и площади, требуя освобождения епископа. Во вторник по всему городу слышалась пальба, с обеих сторон были жертвы. Преосвященный Сильвестр был освобожден, дав подписку о невыезде, На одном из мартовских заседаний Собора была зачитана телеграмма епископа Сильвестра Патриарху Тихону: «Освобожден. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к Церкви». Одним из первых епископов, погибших от красного террора, был епископ Тобольский Гермоген, в июне 1918 года его утопили в реке Туре. Архиепископ Сильвестр принял участие в его похоронах и произнес речь на могиле епископа Гермогена (11 августа). В 1918 году Владыка Сильвестр был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа и был избран Председателем Высшего Церковного Управления Белой России. В декабре того же года святителем были организованы Рождественские богословские чтения, которые не прерывались даже в столь тяжелое время, и на которых он произнес знаменательную лекцию о личном начале в человеке.

Очень мало наши современники знают о таких действиях духовенства, как создание отрядов Святого Креста. в пропагандистских изданиях большевиков упоминалось о них, как обычных военных формированиях, отличавшихся от других подразделений нашитым на мундире восьмиконечным крестом. "Солдаты этих полков, как описывают очевидцы, наряжены в особую форму с изображением креста. Впереди полков идут с пением молитв и лесом хоругвей облаченные в ризы и стихари служители культов. Состоят эти полки из наиболее темных, фанатично настроенных солдат колчаковской армии" (Сибирская Речь, Омск, 25(7) августа, 1919, стр. 10). Архиепископом Сильвестром давались и руководились проповеднические отряды.

В январе 1919 года в здании судебных установлений архиепископ Сильвестр привел к присяге на верность Родине Верховного правителя А.В. Колчака, всех сенаторов и членов кабинета министров. Перед молебном Владыка обратился к присутствующим с речью, в которой говорилось о сочетании религиозной совести и государственного разума. После присяги Высокопреосвященный благословил Правительство иконой Спасителя.

Со второго дня праздника Рождества Христова в Омске открылись богословские чтения с участием архиерейского и городских церковных хоров. Первая лекция «О личном начале в человеке и о нравственном его значении» была прочитана святителем Сильвестром.

12 января на торжественном собрании выпускников высших учебных заведений Владыка обратился с речью, в которой указал на то что большевики, разрушая культурные ценности, направили свои разрушительные стремления в область духовной и религиозной культуры. Архиепископ говорил об увиденных им разрушениях в Кремле, сносе и осквернении храмов, зверски замученных 20 епископах и 1000 священнослужителях...

Осенью 1919 года войска армии Колчака начали отступать, и в конце 1919 года белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ Сильвестр без колебаний остался в захваченном гонителями христианства городе вместе со своим духовенством и паствой. К этому времени было уже опубликовано знаменитое послание святейшего патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 года с призывом к православному клиру и мирянам о невмешательстве в политическую борьбу, поэтому и в Омском крае его приняли как директиву. 14(1) января 1920 года священномученик Сильвестр (Ольшевский) вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святителя Тихона, чтобы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира.

Обращась к православному населению Сибирского края, архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что "ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей (Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941: документы и фотоматериалы. - М.: 1996. С- 46) Однако, несмотря на это выражение лояльности, захватив город, большевики сразу же арестовали мужественного святителя.

В настоящее время, после обретения 22 июля 2005 года на раскопках Успенского собора святых мощей арзиеп. Сильвестра, можно с большой долей вероятности высказать предположение о характере тех мучений, которым безбожная власть подвергла исповедника святой Церкви. Множественные прижизненные переломы конечностей и ребер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа и полное отсутствие верхней чклюсти, а также найденные в гробу гранене гвозди, говоо том, что за несколько недель мучений владыка претерпел многоразличные, превышающие человеческие силы истязания и страшную кончину. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, безбожные мучители умертвили священномученика. Высокопреосвященный Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 г. (Процесс над колчаковскими министрами. - Май 1920... Цит. соч.- С.549).

вскоре после его смерти, клирики и верующие г.Омска выкупили тело священноисповедника, которое и было со всеми возможными почестями, приличествующими сану, наспех захоронено в южном приделе Кафедрального Успенского собора. В небольшой крипте, устроенной захоронителями, были положены иконы "Киево-Братская" (владыка занимал должность учителя церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства) и неизвестная с надписью на обратной стороне: "Епископу Сильвестру от почитателей", относящаяся ко времени (1914 г.) проводов владыки с Полтавсой кафедры.

Была проведена серьезная научная и криминалистическая экспертиза останков из тайного захоронения и сохранившимися фотографиями священномученика Сильвества. таким образом через 80 лет подтвердились слухи, которые упорно держались среди православных омичей. Вскоре святой мученик архиепископ Сильвестр стал очередной жертвой красного террора. Он не покинул свою паству вместе с отступающими частями белой армии. Священномученик Сильвестр был заключен большевиками в тюрьму, когда они захватили Омск. В разных источниках указаны латы смерти Владыки - февраль и март 1920 года.

Фотография фрагмента росписи подземного храма Ачаирского монастыря "Сибирская Голгофа".




Этапы восстановления Успенского Кафедрального собора. Июнь 2005 - январь 2007 гг.

Труды священномученика Сильвестра
  1. Личное начало в человеке и его нравственное значение (Общедоступное богословское чтение, веденное 26 дек. ст. ст. 1918 г. в г. Омске)
  2. Задачи нашей противосектантской миссии. (Читано 9 февраля 1892 года в публичном заседании Полтавского Комитета Миссионерского Общества свящ. Иустин Ольшевский).
  3. Речь, сказанная священником Иустином Ольшевским при открытии воскресной женской школы в г. Полтаве, 22 ноября 1892 г.
  4. Слово в неделю крестопоклонную, по поводу лжеучений графа Льва Толстого.
  5. Речь архимандрита Сильвестра при наречении его во епископа Прилукского. (Произнесенная 15 января 1911 года).
  6. Пути спасения (Общедоступное богословское чтение веденное 20 января 1913 года в г. Полтаве ).
  7. Дело и деятельность Переводческой Комиссии Православного Миссионерского Общества. (В извлечении читано в общем собрании Полтавского Отделения Православного Миссионерского Общества, 27 марта 1894 года).
  8. Благополучие всех славян зависит от верности их Православию. (Вступительная речь перед публичным обличением штундистских заблуждений)
  9. Архимандрит Макарий Глухарев, основатель алтайской миссии, (читано 21 февраля 1893 года в публичном заседании Полтавского Отделения Православного Миссионерского общества священником Иустином Ольшевским).